В интернет-магазинах из-за пандемии может появиться водка

В интернет-магазинах из-за пандемии может появиться водка

Подготовлен проект постановления правительства, согласно которому интернет-магазины могут получить право продавать в этом году алкогольную продукцию. Если документ будет принят, продажи алкоголя вырастут. Вопрос только — нужно ли этому способствовать, и если да, то как.

Временное алкогольное решение

Судя по данным из разных источников, из-за отказа населения посещать в условиях пандемии бары, рестораны и прочие питейные заведения продажи алкогольной продукции в Беларуси просели. К слову, в ходе апрельского опроса населения, которое провела компания МАСМИ, 89% респондентов заявили, что временно прекратили посещать кафе и рестораны.

О сложностях с реализацией алкогольной продукции информировал в апреле Министерство экономики Республиканский союз промышленников и предпринимателей (РСПП).

«Отрасль, где срочно необходимо принятие особых мер поддержки от государства в связи с пандемией — это производство и продажа алкогольной продукции», — подчеркивалось в апрельском письме РСПП в адрес Минэкономики.

По данным РСПП, снижается объем продаж алкоголя в сегменте HoReCa (гостиницы, рестораны, кафе), на 85% прекращены отгрузки алкоголя в магазины Duty Free.

Видимо, чтобы как-то поддержать производителей алкогольной продукции, подготовлен проект постановления правительства, который предоставляет интернет-магазинам право временно заниматься продажей алкогольной продукции (до конца 2020 года).

В обосновании к проекту госрешения говорится, что документ подготовлен «в связи с неблагоприятной эпидемиологической ситуаций» и предоставляет юрлицам и индивидуальным предпринимателям право осуществлять розничную торговлю алкогольными, слабоалкогольными напитками и пивом через интернет-магазины.

«В целях обеспечения прозрачности и контроля за осуществлением такой деятельности, а также снижения возможных рисков совершения противоправных действий в части продажи алкогольной продукции несовершеннолетним» МАРТ предлагает утвердить специальные правила продажи алкогольной продукции через интернет-магазины.

В частности, обязательно подтверждение покупателем на сайте достижения 18-летнего возраста, а также предъявление документа, подтверждающего возраст, при покупке алкогольного напитка.  

Расчеты за алкогольные напитки, купленные в интернет-магазинах, допускаются только в безналичной форме. Мало этого, при передаче алкогольной продукции продавец должен будет вести видео- и аудиозапись, а затем хранить в течение двух лет всю информацию о покупателях алкогольной информации, которая позволит их идентифицировать.

Если правила продажи алкогольной продукции будут утверждены и интернет-магазины получат право ей торговать, то к чему это может привести, и есть ли в принципе необходимость делать алкоголь более доступным для потребителя?

Готова ли Беларусь стать Финляндией?

Стоит отметить, что продажи алкоголя уменьшились в последнее время не только в Беларуси, но и в соседней России. Там эту динамику также связывают с сокращение посещаемости ресторанов и баров, а также с экономным поведением населения и наличием у потребителей алкогольных запасов, созданных в период ажиотажного спроса.

Показательно, что на государственном уровне в России, как и в Беларуси, сейчас обсуждают предложения о предоставлении интернет-магазинам права торговать алкоголем.

Опыт европейских стран, к слову, свидетельствует, что если алкоголь станет доступен в интернете, то продажи спиртных напитков существенно увеличатся.

Например, в Финляндии продажи вин выросли в апреле на 30-40% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, несмотря на то, что бары, рестораны и ночные клубы в стране закрыты до конца мая. Рост продаж стал возможен благодаря интернету.

Готова ли Беларусь перенять этот опыт и разрешить интернет-торговлю спиртными напитками? В деловом сообществе существуют разные мнения.

Сторонники принятия такого решения считают, что по этому пути можно двигаться уже сейчас.

«Если соответствующая технологическая основа для организации и контроля продаж алкоголя в интернете будет создана, то запустить интернет-торговлю спиртными напитками вполне возможно», — отметил в комментарии для БелаПАН руководитель комитета Республиканского союза промышленников и предпринимателей по бизнес-коммуникациям Роман Костицын.

По его мнению, в Беларуси, которая позиционирует себя как ИТ-страна, вполне реально создать технологические решения, которые позволят организовать интернет-торговлю спиртным по правилам, определенным государством.

«Другое дело, какой алкоголь продавать в интернете? На мой взгляд, здесь стоило бы провести черту между слабым и крепким алкоголем, и разрешить торговать интернет-магазинам только слабоалкогольными напитками. Доступность крепкого алкоголя приводит к алкоголизации населения. Изменить ситуацию мы сможем, когда получится переключить внимание населения на слабоалкогольную продукцию», — убежден Костицын.

Другие представители делового сообщества не выступают против ннтернет-торговли алкоголем, но при этом считают, что в нынешнем виде подготовленный проект соответствующего постановления правительства принимать нельзя.

«В Беларуси есть и серый, и белый рынок интернет-торговли бытовой техникой и электроникой. То же самое произойдет и с алкоголем, если в нынешнем виде принимать проект постановления об интернет-торговле спиртными напитками. Могут начать продавать алкоголь и несовершеннолетним, а кроме этого могут появиться в обороте и несертифицированные напитки», — предположил в комментарии для БелаПАН гендиректор Ассоциации компаний информационных технологий Дмитрий Ананьев.

По его мнению, разрешать интернет-торговлю алкоголем можно только тогда, когда будут приняты жесткие меры, препятствующие деятельности нелегальных торговцев.

«Схема, с которой сталкивался лично: товар доставляет человек, который не состоит ни в каких отношениях с интернет-магазином и продает продукцию без чека», — говорит Ананьев.

Чтобы вводить интернет-торговлю алкогольной продукции, у государства должны быть действенные меры по оперативному блокированию сайтов нелегальных продавцов, считает он.

«Сейчас выносит решения о блокировке сайтов Мининформ. У других госорганов, в том числе у МАРТа, МНС, также должны быть возможности и полномочия реагировать на активность недобросовестных торговцев и оперативно блокировать соответствующие интернет-площадки. В противном случае рассчитывать на то, что интернет-торговля алкоголем будет вестись в соответствии с законодательством, не стоит», — полагает Ананьев.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: